О компании

История предприятия

Судостроение  Мостостроение

1907г.

«Мордовщиковская судоверфь»

История создания судоверфи начинается с 1907 года, когда Общество Коломенского машиностроительного завода, которое располагало мощным судостроительным производством, получило крупные заказы на постройку нефтеналивных барж. Правление общества приняло решение создать новую судостроительную верфь, которая находилась бы недалеко от Кулебакского завода - основной металлургического базы - владельцем которого было Общество.

Владельцев завода прельщало еще одно обстоятельство: с пуском верфи отпала необходимость в перевозке большого количества кулебакского металла по Оке в Коломну.
Участок для верфи был выбран вблизи тогда уже существовавшей железной дороги - Кулебаки-Липня. Участок назывался - Мордовщик и располагался вблизи села Липня.
Мордовщик находился примерно в 26 верстах от Кулебак, в 8 верстах от Мурома, на территории Липненской волости Муромского уезда Владимирской губернии. Летом 1907 года начались планировочные работы на Мордовщике. Для подъема судов со стапелей была устроена судояма с расчетом, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и затем выводились по реке Оке.

Первые баржи Мордовщиковской судоверфи получили названия: "Екатерина Великая", "Ольга Премудрая", "Ярославна".

1912г.

Пионер крупнотоннажного сварного судостроения.

Судоверфь к 1912 году стала основным поставщиком речных барж для Волжского бассейна. Наряду со строительством барж, резервуаров, мостов и кессонов начинается изготовление паровозных тендерных баков, железнодорожных цистерн, шахтных труб.

До революции на Мордовщиковской судоверфи было построено более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн. Из числа этих судов баржи - более 30, более 20 - землеотвозные шаланды, а также - грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуна.

Продолжалось расширение верфи и оснащение ее новым оборудованием. Мордовщиковская судоверфь стала пионером крупнотоннажного сварного судостроения.

1935г.

От клепки к сварке

В июне 1935 года была построена цельносварная баржа "Комсомолка Судоплатова" грузоподъемностью 6000 тонн, чем был обусловлен переход от клепки к сварке. Судоверфь доказала, что она может перейти на постройку целиком сварных судов без ограничения их размеров и назначения. Мордовщиковский завод за 1928-1940 г.г. дал морскому и речному флоту 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.
В первые послевоенные годы заметно выросли производственные мощности завода. Сданы в эксплуатацию новые цеха, устанавливается новая техника в цехах, осваиваются новые виды сварки, применяются принципиально новые технологии по строительству и спуску судов на воду.

1963г.

Проект «Волго - Дон»

С 1963 года сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводиться в заводской гавани с помощью имитирующих устройств.
За сравнительно короткий срок с начала реконструкции 50-х годов, завод сделал большой шаг в своем развитии, позволивший перейти к решению принципиально новых задач. 
Начиная с 1960 года предприятие начало строить речные суда типа "Волго - Дон " - сухогрузные теплоходы грузоподъемностью 5300 тонн для перевозки массовых и генеральных грузов проекта 507, которым был присвоен государственный Знак качества. 
С течением времени проект претерпел серьезные изменения, появились разные модификации судов типа "Волго – Дон". Менялись конструкция корпуса, судовые устройства, комплектующее оборудование. Всего заводом построено свыше 175 судов типа "Волго - Дон" и "Волжский". В это количество вошло и 21 составное судно, состоящее из ведущей секции и толкаемой несамоходной секции, грузоподъемностью составного теплохода 10400 тонн

1982г.

Серийное судостроение для всей страны

В 1977 - 1988 г. г. было построено 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 (типа " Василий Шукшин ") и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 (типа "Виталий Дьяконов"). В 1974 году было сдано судно "Серебрянка", предназначенное для сбора радиоактивных вод, проект 1591. 
В 1982 году завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. 
В 1985 году заводом был построен для ВМФ плашкоут "Шельф" - стенд для испытаний "Шквал".
Так же был выпущен ряд серий судов, работавших и работающих в различных регионах, которые переданы Дунайскому, Азовскому, Сахалинскому, Камчатскому, Дальневосточному морским пароходствам, Северо - Западному речному пароходству. Они успешно эксплуатируются в различных морях Черноморского, Средиземноморского, Дальневосточного бассейнов, включая Арктические моря.
За свою вековую деятельность завод построил более тысячи судов различного назначения от речных барж до современных сухогрузов и танкеров.

2000г.

Современные проекты

С 2004 по 2008 год построены и сданы Заказчику 7 судов проекта 00101 типа «Русич».

2007г.

В 2007 году сдано 1 судно проекта 006RSD02 “Tanais Marine Group LTD”. В 2010 году переданы Заказчикам 4 судна:

2010г.

3  танкера “PRIMEMAX” проекта 00216 дедвейтом 6600 т. по заказу малазийской компании «AET», предназначенных для перевозки нефти на Каспии от буровых платформ до трубопроводов

крановое судно проекта 20360 для ВМФ РФ.

2011г.

Флот для UCL Holding

В период с 2011 по 2016 гг. на предприятии было построено:​

  • 10 сухогрузных судов проекта RSD44 для   ОАО «СК «Волжское пароходство», из них 8 судов сданы в 2011 году и 2 судна в 2012 году;
  • 12 танкеров проекта RST27 для ОАО «В.Ф. Танкер-Инвест», из них 5 судов сданы в 2012 году и 7 судов в 2013 году;
  • 7 комбинированных танкера-площадки проекта RST54 и 2 танкера проекта RST 27 для компании «БФ Танкер»
  • 3 рабочих катера ледового класса проекта ST23WI для ФГУП «Росморпорт»;
  • 1 универсальный бункеровщик с нефтесборным оборудованием проекта 92800 для ОАО «Туапсинский морской торговый порт».
  • 1 пожарный буксир проекта TG-17 для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».
  • 1 служебно-разъездной катер проекта 21270, строящегося по заказу Министерства обороны РФ.

Мостостроение

Наряду с судостроением активно развивалось и мостостроение. Предприятие является единственным в РФ изготовителем понтонно-мостовых переправ, предназначенных для нужд Министерства обороны РФ, а также для гражданского назначения.

1911г.

Начало мостостроения

Начиная с осени 1911 года, в номенклатуру выпускаемой продукции Мордовщиковской судоверфи прочно вошло мостостроение. В то время на судоверфи изготавливались фермы мостов для железных дорог: Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и д.р

1933г.

Производство понтонных парков

Как свидетельствуют архивные документы, работы над понтонными парками начались на заводе в 1933 году.
На основании приказа зам. наркома тяжелой промышленности заказ на изготовление понтонных парков был переведен на Мордовщиковский судомостовой завод с Коломенского машзавода, где освоение парков в производстве шло с большим трудом.
За три года заводом было изготовлено 25 понтонных парков Н2П, 132 катера понтонного парка СП-19, металлические узлы, изделия и детали для монтажа и комплектации 12 понтонных парков НЛП.
На основе межзаводской кооперации судомостовой завод участвовал в производстве легкого понтонного парка НЛП, принятого на вооружение Красной Армии в конце 1935 г. Понтонные парки НЛП к началу Великой Отечественной войны, считались одними из лучших легких парков и имели более высокие тактико-технические характеристики по сравнению с иностранными парками.
Изготовленные Мордовщиковским судомостовым заводом понтонные парки участвовали на всех фронтах Великой отечественной войны, обеспечивали переправу наших войск и показали себя только с лучшей стороны.
Новый понтонный парк Н2П впервые боевую проверку прошел в 1939 г. в боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.
В годы войны (1941-1945) заводом было изготовлено большое количество различной оборонной продукции, в том числе, 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП, 162 катера понтонного парка СП-19.

 

1950г.

Крупнейшее строительство мостов и понтонов

В послевоенные годы верфь стала крупнейшим предприятием в юго-западном регионе Нижегородской области специализирующимся по строительству понтонных переправ, автодорожных наплавных мостов.
Типы плавучих средств, поставленных заводом в Министерство Обороны страны за все предшествующие годы:

  • тяжелый понтонный парк ТПП (принят на снабжение Инженерных войск  в 1950г)
  • понтонно-мостовой парк ПМП (принят на вооружение в 1960г.)
  • модернизированный понтонный парк ПМП-М (серийное производство с 1980г.)
  • специальный понтонный парк ППС-84
  • понтонный парк ПП-91. 

В настоящее время предприятие выпускает передвижные понтонные парки ПП-91, из которых собираются мосты грузоподъемностью 60т/120т при ширине проезжей части 6,5м/13,5м, а также паромы грузоподъемностью до 360 тонн.
Понтонно-мостовые переправы гражданского назначения работают в городах крайнего севера Уренгое, Надыме, Тарко-Сале, Пангоды, в Рязанской области на реках Оке и Цне, а также в Индии и в ОАЭ.
В 2014 году успешно сдан и принят Заказчиком понтонный парк ПП-91 для АО «Рособоронэкспорт».

1981 года

Наплавные мосты

Предприятие имеет большой опыт в строительстве наплавных автодорожных мостов.
Всего построено и успешно эксплуатируются 11 наплавных автодорожных  мостов:
 

Наплавной   мост через реку Оку у г.  Мурома Владимирской обл. 1981 г.
Наплавной мост через реку Оку в районе г. Павлово Нижегородской обл 1990 г.
Наплавной мост в районе п. Клишино Озерского р-на Кировской обл. 1991 г.
Наплавной мост через р. Лузу у п. Красавино Кировской обл 1992 г.
Наплавной мост через р. Клязьму в р-не г. Гороховец Владимирской обл. 1993 г.
Наплавной мост  через  р. Иртыш  в г. Семипалатинск 1993 г.
Наплавной мост через реку Суру в Пильнинском р-не Нижегородской обл. 1999 г.
Наплавной мост через реку Белая у г. Бирска, 2000 г.
Наплавной мост через реку Уфу у п. Караидель Республика Башкортостан 2001 г.
Наплавной   мост через реку Оку у г. Мурома Владимирской обл. 2002 г.
Наплавной мост через реку Большая Хетта для ЗАО «Ванкорнефть» 2011 г.

 

2006г.

Вантовый мост в городе Муром

В 2006 году Окская судоверфь изготавливала металлоконструкции для вантового моста через реку Оку в районе г. Мурома Владимирской области. Длина моста составляет около 1400 метров. Дорожное полотно держится на вантах, которые крепятся на трёх основных опорах из монолитного железобетона высотой 90 метров. Две опоры расположены на берегах, ещё одна — посередине реки.